Странности Великобритании
Великобритания – необычная страна. Ее политическая система и принцип управления очень интересны.
Вот несколько фактов из жизни британских политиков.
Нет конституции
Если быть более точным, в Великобритании нет единой конституции как цельного документа, указывающего, как управлять государством. Такая ситуация есть не только в Великобритании, но и в некоторых других странах – Израиле, Новой Зеландии, Сан Марино. Вместо единой конституции там множество отдельных разрозненных законов и традиций, которые формировались сотни лет. Из-за этого любопытный читатель может обнаружить интересные вещи – например, в законодательстве не прописано, что в государстве должен быть премьер-министр, эта должность появилась сама собой со временем.
С отсутствием единой конституции борется Либерально-демократическая партия, которая одним из пунктов своей программы считает конституционную реформу. Думаю, у них ничего не получится – вековые традиции так просто не перечеркнуть.
Королевская санкция
Чтобы любой документ превратился в закон, королева должна наложить на него свое согласие, или королевскую санкцию (“royal assent”). Она имеет право разрешить, запретить или зарезервировать любой документ, поданный на подпись Парламентом, но с 1708 года Королева одобряла все документы, которые выпускает этот законодательный орган.
Голосование
Количество голосов, которое имеет партия, и количество мест в Парламенте редко имеют какую-либо взаимосвязь в Великобритании. Избиратель голосует за кандидата от местной партии, и тот кандидат, который получает большинство голосов, проходит в Парламент. Если кандидат получает 60% голосов, остальные 40% аннулируются. Система простая, но в государстве с тремя основными политическими партиями иногда возникают необычные ситуации, заставляющие избирателей усомниться в правильности подсчета голосов, после чего снова “поднимаются” аннулированные голоса и вносят свою долю путаницы. Например, в 2005 году партия лейбористов получила всего 37% голосов, и при этом 55% мест в Парламенте, а либеральные демократы – 22% голосов и всего 9% мест. Как видим, избирательные махинации существуют не только в странах Восточной Европы, но и в других, считающихся цивилизованными государствах.
Выборы премьер-министра
Британские граждане не могут напрямую выбирать премьер-министра (как и украинцы, к примеру) – все, что они могут сделать, это проголосовать за партию, в которую входит понравившийся им кандидат, и надеяться на лучшее. Что можно ожидать от системы, которая формировалась еще в средние века и очень далека от прозрачности В-общем, после победы одной из партий ее лидер идет на поклон к королеве, и просит ее разрешения на формирование Парламента. Это чистая условность – королева всегда отвечает согласием. В итоге всех этих манипуляций получается, что премьер-министра редко когда поддерживает больше 40% населения. Знакомая ситуация…
Двойной парламент
Обычно после голосования Парламент формируется довольно быстро и однозначно, но иногда бывает так, что ни одна из партий не получает уверенного большинства, и они делят места в Парламенте по договоренности. Если же договориться не удалось, то в Парламенте остается старый состав. Такая ситуация называется «Hung Parliament», или «подвешенный парламент». Для благозвучности я назвал пункт «Двойной Парламент» Подвешенный парламент может привести к ситуации, когда премьер-министром становится лейборист, а Парламент при нем составляют представители других партий.
Выборы
Строго говоря, британское законодательство не регламентирует промежуток времени между выборами. Есть только упоминание о том, что выборы должны проводиться не реже чем раз в пять лет, а минимальный срок может быть хоть один день. Королева имеет право распустить Парламент, но дата этого события обязательно согласовывается с премьер-министром. Когда премьер-министр решает, что подошло время для выборов, он обращается к королеве с прошением о роспуске Парламента, который при этом довольно долгое время может находиться на своих местах, пользуясь этим положением.
Палата лордов
С “палатами” в Великобритании очень все запутанно… Во-первых, те, кто находятся в Палате Общин, являются не только политиками, во-вторых, есть еще Светские члены палаты лордов, которые назначаются Королевой по рекомендации Парламента, и 26 епископов англиканской церкви. В-общем, полный бардак.
Все законопроекты, прошедшие через Парламент, утверждаются в Палате Лордов. Эти самые лорды могут заблокировать законопроект, но члены Палаты Общин в ряде случаев могут применить поправки 1911 и 1949 года, и все равно принять закон, вне зависимости от лордов. Такое случалось всего семь раз с 1911 года, самый новый случай – в 2004 году был принят закон о запрете охоты с применением собак.
Лорды по этому поводу сильно переживают (как же – голубая кровь, а тут не дают законы принимать!), и периодически поднимают вопрос о реорганизации и создании еще одной Палаты, но пока что ситуация не меняется.
Парламентский язык
Политкорректность есть не только в США, но и в английском парламенте. Во время заседаний запрещено использовать выражения, которые могут оскорбить других лордов и посеять сомнения в их честности, такие как “трус”, “бродяга”, “хулиган”, “обманщик”, “предатель” и прочие. Для того, чтобы оскорбить собеседника, многие парламентарии используют хитрые словесные конструкции, не вызывая замечания со стороны председателя. Например, вместо “лжец” могут обозвать другого “экономит правду”, а вместо “пьяный” – “переутомился” Можно еще предложить вариант – “работает с документами”…
Церемониальный жезл
Этот жезл находится на почетном месте в центре Парламента во время заседаний, и подтверждает легальность собрания со стороны Королевы. Без него заседание является просто собранием политиков Иногда этот жезл становится причиной срыва заседания, и даже может быть оружием в руках особо горячих английских парней. Правда, это происходит очень редко – гораздо реже, чем потасовки в украинской Верховной Раде.
Голосование
Голосование в Палате Общин проходит необычным образом. После того, как спикером оглашается документ, нуждающийся в одобрении, членам дается 8 минут на принятие решения, во время которых они могут зайти в одну из двух комнат – “Да-комнату” и “Нет-комнату”. После истечения восьми минут двери запираются. и оказавшиеся в комнатах политики пересчитываются, что называется, по головам. Причем в таком голосовании участвуют также и сам премьер-министр и простые министры, продираясь сквозь толпу в нужную им комнату. Несмотря на такую комичность ситуации, в подобной системе голосования есть свои преимущества – например, возможность для любого члена Парламента лично пообщаться с премьер-министром или представителями правительства, принимающими участие в голосовании.